Об издании
Журнал «Морские порты» выходит в печать с 1997 года. Это информационно-аналитическое издание занимается обзором событий российской портовой отрасли и освещает вопросы международных морских перевозок внешнеторговых и транзитных грузов.
Выпуск журнала происходит при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта и Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Первый номер журнала в 2025 году вышел в конце февраля. В центре внимания редакции – итоги прошлого года и ближайшие перспективы портовой отрасли.
Острая тема – платформа «ГосЛог»
Одной из горячих тем ушедшего года стал «ГосЛог» – Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «Государственная Логистика». Предполагается, что она будет выполнять роль «единого окна» для всех участников ВЭД, где они смогут обмениваться документами с контрольно-надзорными органами и между собой.
Разработанная под эгидой Минтранса, платформа «ГосЛог» уже работает в экспериментальном режиме: рабочая группа выбрала 11 экспортно-импортных и транзитных маршрутов для тестирования работы системы. Однако промежуточных результатов эксперимента до сих пор нет в открытом доступе.
Опасения и надежды
«ГосЛог» – амбициозный проект: по задумке Минтранса, переход на единую платформу позволит перевести в цифру 90% всего документооборота и тем самым значительно сократить транспортно-логистические издержки. Тем не менее, отсутствие прозрачности вызывает опасения у представителей портовой отрасли.
Обмен документами в порту устроен сложно: в нём задействовано множество участников, инстанций и информационных систем. На каждом морском терминале уже сформировался определённый порядок работы и соответствующий ему IT-ландшафт – для того, чтобы перестроиться и подготовиться к переходу на единую цифровую платформу, нужны и время, и ресурсы, и чёткие требования.
В колонке для «Морских портов» Ирина Карелина – руководитель направления по работе с госучреждениями «Солво» – дала подробный анализ ситуации с позиции разработчика IT-решений для портов и терминалов и высказала надежды на открытый диалог и обмен экспертизой.
Подробности – в журнале «Морские порты». Издание распространяется по подписке.